ДТП на круговом движении: примеры схем, кто прав в столкновении

Материал проверен Экспертом: Екатерина Санкина
Об авторе
Опытный юрист, автоюрист. Юридическая помощь при лишении водительских прав.

ДТП на круговом движении

Круговое движение отличается целым рядом особенностей. Такие участки дорог весьма сложны и именно на них происходит много аварий. Сложности вызывает заезд на участок с круговым движением, правильный выбор съезда, приоритет в движении. При этом наказание за нарушения, совершенные на указанных выше участках, предусмотрено различными нормами административного законодательства. Для правильного понимания и оценки ДТП на участке с круговым движением, следует разобрать действующие правила и ответственность за те или иные нарушения.

Что считается круговым движением

Что считается круговым движением
Участки с круговым движением отмечаются знаком 4.3. он представляет собой синий круг с расположенными по периметру стрелочками белого цвета. При этом обязательным элементом обозначения является знак, указывающий на то, какая дорога является главной. Так, при въезде на круг может быть установлен знак «уступи дорогу» или знак «главная дорога». Именно на него и следует ориентироваться при взъезде – пропускать ли движущийся по кругу транспорт или нет.

В физическом выражении круговой участок является участком дороги в виде кольца, от которого отходят различные ответвления.

Важно отметить, что если знаков о главной дороге в сочетании со знаком кругового движения нет, то проезжать такой участок дороги нужно по правилам проезда пересечения дорог. По сути, такой участок является обычным перекрестком и правила кругового движения на нем не действуют.

Причины аварий

Как выше указано, участки с круговым движением отличаются рядом особенностей. Именно на них происходит большое количество аварий. Основные причины ДТП на таких участках следует описать более детально:

  • Столкновение при перестроении на круге. Подобное происходит, когда участники движения начинают перестроение и не учитывают правила, регулирующие проезд круговых участков;
  • Перестроение к центру. При необходимости поворота на тот или иной съезд с кругового движения, водители часто совершают перестроение к центру и совершают столкновение с движущимися по центральной полосе другими транспортными средствами. Между тем, при перестроении к центру следует уступать автомобилям, которые уже едут по данной полосе;
  • Перестроение к внешней полосе. Такие аварии также являются причиной того, что водители желают выехать на нужный им съезд и не обращают внимание на машину, которые двигаются по той же полосе;
  • Одновременное перестроение нескольких участников движения. В указанном случае определение виновного лица происходит на основании того, у кого имелся приоритет в движении.

Перечисленные ситуации встречаются наиболее часто. Вместе с тем, аварии нередко случаются при самом въезде или выезде с кругового движения, при наличии помехи справа, которую водитель не учел и так далее.

Столкновение при перестроении на круге

Столкновение при перестроении на круге
В подобной ситуации нужно руководствоваться пунктом 8.4 ПДД РФ. Это универсальная норма, которая действует как при движении по обычной дороге, так и при круговом движении. Согласно указанной норме, водитель при совершении маневра перестроения обязан убедиться в его безопасности. При этом он обязан уступить дороге тому транспортному средству, которое уже движется по той полосе, на которую намеревается выехать водитель.

Поэтому, виноват будет тот, кто пытался перестроиться.

Перестроение к центру

Указанная ситуация является частным случаем аварии при столкновении на круге. Приоритет имеет транспортное средство, которое уже осуществляет движение на соответствующей полосе. Поэтому, выполнять перестроение к центру и вообще перестроение на круге следует, убедившись, что полоса свободна и маневр не создает опасной ситуации.

Перестроение к внешней полосе

Внешняя полоса располагается ближе к съездам с круга. Такой маневр чаще всего совершается при намерении выехать с данного участка дороги. Однако перестраиваться к внешней полосе можно только при условии, что она свободна. Следовательно, водитель должен рассчитывать скорость своего движения и скорость движения транспортных средств, которые уже едут по внешней полосе круга.

Одновременное перестроение

В данной ситуации, маневра перестроения начинают одновременно два или более автомобиля. При этом базовым является обозначенный выше пункт 8.4 ПДД РФ. Однако нередко столкновение происходит по середине полосы, когда каждая из машин уже сместилась со совей полосы.

Указанная ситуация вовсе не означает наличие вины у обоих водителей. Виноват будет тот, кто не уступил транспортному средству, движущемуся с правой стороны. Соответственно, нужно руководствоваться правилом «помехи справа». Прав будет водитель автомобиля, который находится с правой стороны относительно их взаимного расположения.

Авария при въезде на круговое движение

Авария при въезде на круговое движение
При разборе подобных случаев, инспекторы ДПС исходят из действия знака приоритета дороги. Так, если перед въездом на круг наряду с обозначением самого кругового движения имеется знак уступи дорогу, то въезжающий водитель обязан уступить дорогу тем, кто уже движется по кругу.

Нередки ситуации, когда водитель успевает въехать в круг и сразу же с ним совершает столкновение автомобиль, который движется сзади. В данном случае может быть установлена вина водителя, ехавшего сзади, поскольку он не успел затормозить. Соответственно, он не исполнил требования ПДД РФ о безопасной дистанции между транспортными средствами. При этом вина такого водителя может быть установлена несмотря на то, что авария фактически спровоцирована тем, кто только что въехал в круговое движение.

Помеха справа

Помеха справа на круговом движении
Выше разобран ряд ситуаций, связан с несоблюдением правила о «помехе справа». Данное правило является универсальным и именно им следует руководствоваться при перестроении внутри участка с круговым движением. Водитель автомобиля, который движется справа всегда имеет приоритет перед транспортным средством, расположенным слева. Именно из этого правила исходят инспекторы ДПС при виновного в аварии водителя.

Замкнутый круг

Замкнутый круг
Следует понимать, что правила о круговом движении действуют только на тех участках, которые обозначены указанным выше знаком. Если же его в сочетании со знаком о главной дороге нет, то это считается обычным перекрестком. Часто такие перекрестки называют замкнутым кругом. Как правило, они имеют островок посередине. В подобных ситуациях нужно руководствоваться правилами на обычных перекрестках. При этом нужно учитывать, что приоритет имеет автомобиль, движущийся справа.

Кто виновен в столкновении

Основными нормами, нарушение которых определяет вину водителя, является пункт 10.1 ПДД РФ, а также пункт 8.4 ПДД РФ. Поэтому, при определении вины работники полиции учитывают следующие обстоятельства:

  • Исполнено ли требование о приоритете главной дороги для тех, кто уже движется по участку с круговым движением. При въезде на такой участок следует уступить дорогу движущимся по нему автомобилям;
  • Важное значение имеет обозначенное выше правило о «помехе справа». Его необходимо учитывать и соблюдать при всех перестроениях внутри круга. Несоблюдение данной нормы определяет наличие вины в действиях соответствующего водителя;
  • Пункт 10.1 ПДД РФ указывает на необходимость снижения скорости до безопасной и соблюдении дистанции между автомобилями. Поэтому, при столкновении с движущимся впереди по той же полосе автомобилем, виноват будет водитель, который «въехал» с заднюю часть находящегося впереди транспортного средства.

В каждом случае нужно самостоятельно зафиксировать расположение автомобилей при аварии. При этом важно фиксировать их так, чтобы была видна разметка и знаки. Это поможет при оспаривании действий работников ДПС. Кроме того, следует обязательно проверять правильность составления ими схемы ДТП и иных документов и просить их копии.

Как не попасть в ДТП на круговом движении

Как не попасть в ДТП на круговом движении
Единственным универсальным советом является соблюдение указанных выше правил движения по кругу. Их нужно знать и неукоснительно придерживаться. Даже если ДТП все же произошло, то виновным со всеми вытекающими последствиями будет другой водитель.

Особенности ПДД о кольцевом движении

Важной особенностью является обозначение самого кругового движения. Если его нет, то нужно действовать по правилам для проезда обычных перекрестков. Еще одной особенностью является правило о «помехе справа», которое также имеет универсальный характер.

Какую полосу нужно занимать при въезде на круг

При въезде на круг следует занимать внешнюю полосу. Уже в процессе движения можно перестраиваться ближе к центру, соблюдая правила такого перестроения.

Сигналы поворотника при въезде круг и движении по нему

Все свои маневры нужно обозначать сигналом поворотника. При въезде это будет правый сигнал и соответствующий сигнал при перестроении.

Какой полосой пользоваться при выезде с кругового движения

Выезд с участка с круговым движением следует осуществлять с внешней полосы. При перестроении нужно не забывать указать свой маневр поворотником.

Движение прямо по кольцу

Если водитель намерен двигаться прямо по кольцу и съехать с него не сворачивая, у него имеется приоритет. При этом поворотник включать в такой ситуации не нужно.

Ответственность за нарушения ПДД на кольце

Ответственность за нарушения ПДД на кольце
В случае допущения нарушения, водитель будет привлечен к административной ответственности. Во всех случаях установлено наказание в виде штрафа, размер которого достигает 1500 рублей.

Вопросы и ответы

Вопрос: Обязан ли водитель при движении внутри круга включать поворотник?
Ответ: Да, при перестроении внутри круга, сигнал поворотника обязателен.

Вопрос: Могут ли лишить прав за нарушение при движении внутри круга?
Ответ: Такое наказание не предусмотрено.

Вопрос: На какую полосу перестраиваться при съезде с круга?
Ответ: при съезде с круга следует перестраиваться на внешнюю полосу и обозначить свой маневр сигналом поворотника.

Таким образом, важно отличать участок с круговым движением от обычного перекрестка. В круге приоритете имеют водителя, находящиеся справа и те, кто движется по внешней полосе.