ДТП при повороте налево на перекрестке: кто виноват, разбор аварий

Материал проверен Экспертом: Екатерина Санкина
Об авторе
Опытный юрист, автоюрист. Юридическая помощь при лишении водительских прав.

дтп при повороте налево
ДТП при повороте налево – одна из самых часто встречающихся видов аварий на дороге. Это неудивительно, так как выполнение данного маневра имеет множество нюансов и особенностей. Водитель, который собирается поворачивать налево, должен знать и неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, которые определяют порядок выполнения такого поворота. Разбирая такие столкновения, не всегда можно сразу определить, кто виновен в произошедшем. Рассмотрим наиболее типичные и часто встречающиеся ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие при левом повороте

Такой вид дорожно-транспортных происшествий считается одним из самых распространенных. Виновник определяется исходя из совокупности многих факторов. К таковым можно отнести записи с видеорегистраторов, показания очевидцев, наличие знаков и разметки, а также присутствия регулировщика, светофора.

Как показывает судебная практика, виновниками в большинстве случаев признаются те участники, которые совершали маневр. Степень наказания зависит от количества участников, наличия или отсутствия пострадавших, соблюдения виновником правил поведения при ДТП.

Вопрос: Если судом будет установлено, что виновных в дорожно–транспортном происшествии нет, каким образом будет происходить возмещение ущерба?

Ответ: Такие ситуации случаются не так часто, однако имеют место быть. В данной ситуации остается надеяться только на компанию – страховщика. Никто из участников никому ничего не возмещает.

Практически во всех ДТП такого плана причиной является несоблюдение правил выполнения маневра.

Поворачивая налево, необходимо помнить:

  1. Заблаговременная подача светового сигнала.
  2. При движении по регулируемому перекрестку выполнять поворот только на разрешающий сигнал светофора.
  3. Пропускать движущиеся навстречу автомобили, при повороте пешеходов и велосипедистов.
  4. Отслеживать ситуацию на дороге и учитывать скорость движения других участников.
  5. Заранее занимать положение в крайней левой полосе.

ПДД при повороте налево — законодательная база

ПДД при повороте налево — законодательная база
Если обратиться к своду правил дорожного движения, то нужно обратить особое внимание на два основных раздела.

  1. Раздел 8.

В разделе описан порядок действий для маневрирования и общее описания порядка поворота налево на различных перекрестках.

  1. Раздел 13.

В нем описан порядок проезда и движения по перекресткам, независимо от того, регулируемые они или нет.

Для выполняющих поворот влево

Для выполнения поворота налево необходимо следовать следующим инструкциям и соблюдать правила:

  • Собираясь повернуть налево, водитель должен заранее занять положение в крайней левой полосе.
  • Соблюдение правила помехи справа, которое прописано в пункте 8.9.
  • Обязательное условие – водителю, совершающему поворот налево, пропускать встречные транспортные средства.
  • Если водитель начал маневрировать на зеленый сигнал светофора, то он имеет право завершить движение даже в том случае, если уже загорелся красный свет в соответствие с пунктами 13.7 и 13.8.
  • Обязательно своевременное включение сигнала поворота.

Для обгоняющих и спешащих на обгон

ДТП Для обгоняющих и спешащих на обгон
Для тех, кто собирается помимо поворота налево еще и обогнать следующие в потоке транспортные средства, следует соблюдать правила, прописанные в разделе 11. В первом его пункте указан, что обгон допускается только при условии наличия свободной полосы. Обгон не должен провоцировать создание аварийных ситуаций и создавать помехи для движения других транспортных средств.

Во втором пункте данного раздела указано, что, если автомобиль, который движется впереди, уже подал сигнал левого поворота, обгонять его категорически запрещено.

Во 2 и 4 пунктах данного раздела перечислены ситуации, в которых выполнение обгона категорически запрещено:

  • при движении по пешеходному переходу;
  • на железнодорожном переезде и на расстоянии до ста метров до него;
  • на отрезках пути, где обзор ограничен;
  • при движении по мосту, путепроводу, эстакаде;
  • если автомобиль, который движется позади, уже начал обгон;
  • на регулируемых перекрестках.

Кто виноват в ДТП при повороте налево

Кто виноват в ДТП при повороте налево
Кто виноват в аварии такого плана, определить всегда не так легко. При принятии решения учитывается множество факторов. Одна из распространенных ситуаций – автомобиль совершил поворот налево не из крайней левой полосы, а из правой. В результате произошло столкновение с транспортным средством, которое выполняло поворот налево из крайней левой полосы. В некоторых случаях виновники, оказавшиеся в такой ситуации, указывают на то, что у них имелась помеха справа, и правда на их стороне.

Внимание! Здесь стоит учитывать, что при наличии двух полос для движения водитель обязан заранее занять положение в крайней левой полосе.

Водители могут попадать в ситуации, где перекресток не регулируемый, и разметка не нанесена. В данной ситуации водителю необходимо визуально разделить проезжую часть на полосы и занять положение в крайней левой для выполнения маневра.

Вопрос: Имеет ли преимущество трамвай при движении по равнозначному участку дороги, если ему требуется повернуть налево?

Ответ: Если трамвай поворачивает налево, он обязан пропустить встречный транспорт, а также пешеходов и велосипедистов при повороте.

Особое внимание стоит уделять и знакам, если таковые имеются.

Дорожно-транспортное происшествие при повороте на перекрестках

ДТП при повороте на лево на перекрестках
Типичное ДТП на перекрестке при повороте налево имеет следующую схему:

  1. Собираясь повернуть налево, водитель выезжает на середину перекрестка.
  2. Пересекая полосу встречного движения, он начинает двигаться в нужном направлении.
  3. Водитель встречного авто не успевает среагировать и снизить скорость.
  4. В результате происходит столкновение.

На заметку! Судебная практика гласит, что в большинстве таких типичных аварий виновником будет признана сторона, которая не пропустила встречные автомобили при выполнении маневра.

ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке

Такая ситуация может возникнуть в том случае, если водитель, который поворачивает налево, выезжает на перекресток и потом снижает скорость и включает поворот. Автомобили, которые движутся по встречной полосе, не всегда успевают заметить, что транспортное средство собирается выполнить маневр. Здесь важно обеим сторонам соблюдать правила.

При повороте влево на регулируемом перекрестке

Если перекресток регулируемый, установить виновника проще всего. Водитель, который находится на главной дороге, имеет преимущество. Водители, который находится в равнозначной ситуации, и собирается повернуть налево, должен пропустить всех, кто движется навстречу, а также пешеходов и велосипедистов при повороте.

При повороте влево на нерегулируемом перекрестке

Здесь все немного сложнее. Чтобы определить, кто виноват в аварии на нерегулируемом перекрестке, нужно обратить внимание на знаки, разметку, показания очевидцев. Бывают ситуации, когда виновником становится не всегда тот, кто поворачивал налево.

ДТП при обгоне поворачивающего налево

Такое ДТП тоже не редкость. Обычно столкновение происходит, если два автомобиля движутся по одной и той же полосе. Первая машина решает поворачивать налево, вторая идет на обгон первой. Первый автомобиль сбрасывает скорость, показывает сигнал поворота. Второй не успевает среагировать и при повороте происходит столкновение.

Судебная практика показывает, что в такой ситуации виновниками могут стать и один участник ДТП, и второй, и оба сразу. В соответствии с ПДД, если первый водитель своевременно подал сигнал о совершении маневра, то его вины нет.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, первый автомобиль должен помнить о своевременной подаче сигнала поворота. Второму водителю нужно следить за ситуацией на дороге и помнить, что снижение скорости впереди идущего авто может быть причиной начала совершения маневра.

ДТП при повороте налево во двор

Причиной такого столкновения может стать резкое замедление скорости движения водителя, который поворачивает во двор, или несвоевременное включение сигнала поворота. Следующие за ним авто не успевают среагировать и происходит авария. В данном случае виновником будет тот, кто совершал маневр. Необходимо своевременно подавать сигнал поворота и оценивать ситуацию на дороге.

Авария при повороте налево на желтый сигнал светофора


Виновником могут признать и того, кто поворачивал налево, и того, кто является второй стороной. Все зависит от множества факторов, в том числе наличия знаков, светофора, разметки, записей с видеорегистратора. Во внимание принимаются показания свидетелей. Опираясь на правила, можно сказать, что водитель, который собирается повернуть налево, имеет право закончить маневр на желтый или даже красный сигнал светофора. Обязательное условие – если он начал его на зеленый свет.
ДТП при повороте налево на желтый сигнал светофора

ДТП при повороте налево при заторе

Это также не редкий случай дорожно-транспортного происшествия. В случае образования затора многие водители не учитывают, что останавливаться на перекрестке запрещено. Те, кто совершает маневр, не учитывают сложившиеся обстоятельства, и происходит столкновение.

В данной ситуации определить виновника необходимо по совокупности целого ряда факторов. Зачастую ими становятся оба участника. Один из них не рассчитал траекторию движения и не среагировал своевременно, второй остановился в неположенном месте.

Вопрос: Допускается ли закончить маневр, если после того, как автолюбитель выехал на перекресток, загорелся красный сигнал светофора?

Ответ: Да, только при условии, что он начал маневрировать на разрешающий сигнал светофора.

В заключении нужно сказать, что абсолютное большинство несчастных случаев на дороге, аварий и столкновений происходит по причине нарушения правил дорожного движения. Всем водителям необходимо регулярно укреплять свои знания, штудировать правила, разбирать всевозможные ситуации. Если каждый участник дорожного движения неукоснительно будет следовать их предписанию, количество экстремальных ситуаций, а, главное, человеческих жертв, можно будет сильно сократить.